Прайм

Прайм Автор: Кевин Тёрнер , Редактор

Одна из этих гонок спасла пилота от банкротства, другая – отлучила гонщиков махать кулаком, а третья напомнила, что в Монако можно обгонять

В годовщину смерти великого чемпиона вспоминаем лучшие Гран При в карьере Ники Лауды.

  • Как Лауда превратил красную (а иногда и синюю) кепку в золотое дно
  • Слайдер Список

    10-е место. Гран При Монако 1975 года

    Прайм 1/10

    Фотограф: Эрколе Коломбо

    Автомобиль: Ferrari 312T
    Стартовая позиция: 1-я
    Результат гонки: победа

    Один из редких случаев, когда обстоятельства раз за разом складывались в пользу Лауды. Когда при переходе с дождевых шин на слики угрозой для австрийца начал выглядеть Ронни Петерсон, команда Lotus тут же допустила ошибку при смене колес – и швед не попал даже на подиум. А когда в конце гонки в моторе Ferrari начало падать давление масла, что позволило ехавшему вторым Эмерсону Фиттипальди сократить отставание, австрийцу сыграла на руку досрочная остановка заезда по истечении двух часов.

    Так или иначе, сложно указать на какой-то момент гонки, когда Ники мог чувствовать себя по-настоящему спокойно – тем более на подсыхающей трассе. Кроме гонки Монако в 1975 году Лауда выиграл еще четыре заезда и впервые стал чемпионом мира.

    9-е место. Гран При ЮАР 1977 года

    Прайм 2/10

    Фотограф: LAT Images

    Автомобиль: Ferrari 312T2
    Стартовая позиция: 3-я
    Результат гонки: победа

    С момента знаменитой аварии на «Нюрбургринге» прошло уже больше полугода, за которые Лауда выступил в шести этапах чемпионата мира – однако не все были уверены, что гонщик полностью восстановился и вообще когда-нибудь сможет это сделать. Предыдущую гонку выиграл новый напарник австрийца Карлос Рейтеманн. Многие уже готовились увидеть, как Ники не выдержит конкуренции с аргентинцем.

    Лауда отыграл одну позицию на старте, пристроился за лидировавшим Джеймсом Хантом, прошел его на 7-м круге – и финишировал первым с отрывом в пять с лишним секунд. Со стороны все выглядело легко и просто.

    Однако одним из эпизодов той гонки была ужасная авария с участием Тома Прайса: пилот сбил перебегавшего трассу маршала, и оба погибли. Обломок от машины Прайса повредил систему охлаждения на машине Лауды – и к финишу из нее вытекло две трети охлаждающей жидкости. В течение 25 кругов на приборной панели горели лампы, сообщающие о критической температуре мотора и падении давления масла.  

    После победы за рулем автомобиля, в любой момент готового отдать богу душу, сомневаться в форме Лауды было уже сложновато. За этой победой последовали еще две – и второй чемпионский титул, завоеванный за пару гонок до финиша.

    8-е место. Гран При США-Запад 1982 года

    Прайм 3/10

    Фотограф: LAT Images

    Автомобиль: McLaren MP4/1B
    Стартовая позиция: 2-я
    Результат гонки: победа

    В очередной раз повод сомневаться в кондициях Лауды появился, когда в 1982 году австриец вернулся в Ф1 после паузы длиной в два года. И вновь все вопросы были сняты на третьей гонке сезона.

    После старта гонку возглавил стартовавший с поула Андреа де Чезарис, известный своей эмоциональностью. Она подвела итальянца и на этот раз: обгоняя не слишком уступчивого кругового, де Чезарис решил погрозить тому кулаком – в тот момент, когда надо было в очередной раз переключить передачу вверх. Лауда, выступавший за McLaren, быстро оценил действия соперника, пошел в атаку и вырвался вперед.

    Ответить де Чезарис не смог – его Alfa Romeo сломалась, не добравшись до экватора гонки. В результате Лауда опередил ближайшего преследователя почти на минуту.

    7-е место. Гран При ЮАР 1983 года

    Прайм 4/10

    Фотограф: LAT Images

    Автомобиль: McLaren MP4/1E
    Стартовая позиция: 12-я
    Результат гонки: сход (классифицирован 11-м)

    В межсезонье McLaren готовилась перейти с моторов Ford на агрегаты TAG Porsche – и Лауда настоял (вопреки сопротивлению технического директора Джона Барнарда), чтобы автомобиль с новым двигателем был опробован уже на последних этапах 1983 года. Это решение себя оправдало: из четырех гонок первые три закончились сходами.

    На Гран При ЮАР австриец стартовал с 12-й позиции, но уже к 18-му кругу прорвался в первую тройку. Заминка на пит-стопе отбросила Лауду на 7-ю позицию – но к концу гонки McLaren уже ехал вторым в паре секунд за лидером!

    Этому во многом способствовал сражавшийся за титул Нельсон Пике. Поначалу бразилец уверенно лидировал, но с целью поберечь машину заметно сбросил ход и пропустил вперед пару соперников. Тем не менее демонстрация силы в исполнении болида McLaren и мотора Porsche вышла вполне убедительной.

    На подиум Лауда в тот день так и не попал – машина забарахлила за пару кругов до финиша. Но гонка в ЮАР вышла неплохим прологом к чемпионскому титулу, добытому в следующем сезоне.

    6-е место. Гран При Монако 1973 года

    Прайм 5/10

    Фотограф: Sutton Images

    Автомобиль: BRM P160E
    Стартовая позиция: 6-я
    Результат гонки: сход 

    Семья Ники Лауды была богатой, но не считала гонки серьезным занятием – поэтому для оплаты своих выступлений в начале карьеры австрийцу нередко приходилось брать кредиты. В частности, в 1973 году, перед началом своего второго полного сезона в Ф1, Лауда договорился о выступлениях за BRM и оплате места в рассрочку.

    Второй платеж должен был быть внесен после Гран При Монако, шестого этапа чемпионата – но денег на это у гонщика не было. Если бы у Ники не получилось блеснуть, гонка на берегах Средиземного моря могла стать последней в короткой карьере австрийца в Ф1.

    Блеснуть получилось. BRM отставала от соперников по мощности мотора, но шасси было неплохим – и давало шанс на успех в Монако. В квалификации Лауда опередил более опытного и заслуженного напарника Клея Регаццони, а в гонке благодаря проблемам соперников вышел на третье место – и держался на хвосте у Ferrari Жаки Икса. Пока на болиде BRM не вышла из строя коробка передач.

    Впрочем, дело было сделано. Тем же вечером руководитель команды сообщил Лауде, что вносить второй платеж необязательно. К тому же, по словам трехкратного чемпиона мира, именно эта гонка привлекла к нему внимание Энцо Феррари – и меньше чем через год австриец вышел на старт за рулем красного болида.

    5-е место. Гран При Франции 1984 года

    Прайм 6/10

    Фотограф: LAT Images

    Автомобиль: McLaren MP4/2
    Стартовая позиция: 9-я
    Результат гонки: 2-е место

    В 1984 году борьбу за победу в чемпионате вели напарники по McLaren – Лауда и Ален Прост. При этом австриец нередко заметно уступал французу в квалификациях, из-за чего в гонках приходилось прыгать выше головы.

    В Дижоне по ходу первой трети гонки Лауда прорвался с 9-го места на 3-е – а после того как лидировавший Прост выпал из лидирующей группы из-за проблем с одним из колес, вступил в борьбу за победу с Renault Патрика Тамбэ. Лауда обошел Тамбэ на трассе, пропустил вперед из-за заминки на пит-стопе – и снова обошел, вернувшись на трассу. У соперников австрийца просто не было шансов.

    Самому Лауде гонка запомнилась тем, что в ней пришлось пренебречь типичным для австрийца рациональным подходом: «Мне пришлось ехать гораздо агрессивнее, чем я обычно себе позволяю. Я мчал как сумасшедший, просто уничтожая шины. Но в тот день выжидательная тактика не сработала бы: надо было либо ехать на ушах, либо попрощаться с шансами на победу».

    4-е место. Гран При Монако 1978 года

    Прайм 7/10

    Фотограф: Райнер Шлегельмильх

    Автомобиль: Brabham BT46
    Стартовая позиция: 3-я
    Результат гонки: 2-е место

    В этом хит-параде сразу три гонки в Монако – и это удивительно на фоне того, что проложенную по улицам княжества трассу Ники не любил.

    Примерно на середине дистанции прокол вынудил Лауду заехать в боксы – и со второй позиции Brabham австрийца откатился на шестую. А к финишу вернулся на второе место – и это на той самой трассе, где якобы невозможно обгонять. Одну позицию Ники подарил напарник Джон Уостон – а вот за остальные пришлось вести борьбу с не самыми медленными гонщиками.

    Особое удовольствие Лауда наверняка получил, когда в борьбе с ним проколол колесо и разбил машину Жиль Вильнев, новый фаворит Энцо Феррари (ведь предыдущей осенью Ники и Ferrari расстались отнюдь не по-хорошему). Впрочем, и обгон Джоди Шектера за три круга до финиша должен был не шутя порадовать австрийца.

    Пробиваясь в первую тройку, Лауда не просто установил лучшее время круга – он проехал круг почти на 2 секунды быстрее всех.

    3-е место. Гран При Португалии 1984 года

    Прайм 8/10

    Фотограф: LAT Images

    Автомобиль: McLaren MP4/2
    Стартовая позиция: 11-я
    Результат гонки: 2-е место

    На последней гонке сезона Лауда и Ален Прост решали судьбу чемпионского титула. Австрийцу достаточно было финишировать вторым – но уик-энд складывался настолько непросто, что настроение пилота было далеким от спокойного. Неисправности силового агрегата преследовали Лауду все три дня – а сам гонщик ошибся в квалификации и занял только 9-е место. В семи позициях позади Проста.

    Утром на McLaren австрийца во второй раз за выходные поменяли мотор – но уже вскоре после старта забарахлила одна из турбин, из-за чего двигатель не мог развивать полную мощность. И в то время как Прост достаточно быстро вышел в лидеры, Лауда застрял в конце первой десятки.

    Выжимая максимум из себя и машины, а также пользуясь ошибками соперников, к середине гонки австриец вышел на третье место – но до ехавшего вторым Найджела Мэнселла было еще полминуты. Отыграть это отставание не было возможности – тем более, что лидерам то и дело приходилось обгонять круговых. И тут случилось чудо: Мэнселл сошел из-за проблем с тормозами. Лауда закончил гонку вторым и стал трехкратным чемпионом мира.

    2-е место. Гран При Нидерландов 1985 года

    Прайм 9/10

    Фотограф: Райнер Шлегельмильх

    Автомобиль: McLaren MP4/2B
    Стартовая позиция: 9-е
    Результат гонки: победа

    Последний сезон Лауды в Ф1 выдался так себе: в 15-ти гонках действующий чемпион сошел с трассы и еще один раз не стартовал. Поэтому успех в Зандфорте примечателен не только со статистической точки зрения – как последняя победа пилота в Формуле 1 – но и с эмоциональной: на контрасте с безрадостными результатами года в целом.

    С 10-го места на старте Лауда пробился в лидеры – в том числе с помощью своего напарника: Ален Прост был в лидирующей группе с самого начала, но потерял время из-за проведенного с опозданием пит-стопа. Однако машина француза была обута в четыре мягких покрышки – а на одно из задних колес болида Лауды была надета жесткая шина, из-за чего заметно скользила задняя ось. Поэтому Прост мог проезжать круги заметно быстрее.

    За семь кругов до финиша француз догнал австрийца – и уже буквально не давал сопернику продохнуть. Но и Лауда прописывал траекторию так тщательно, что пространства для атак Просту не оставалось. Разрыв на финише составил 0,232 с. В пользу Ники Лауды.

    1-е место. Гран При Италии 1976 года

    Прайм 10/10

    Фотограф: LAT Images

    Автомобиль: Ferrari 312T2
    Стартовая позиция: 5-я
    Результат гонки: 4-е место

    Это не лучшая гонка Лауды с точки зрения результата – но наглядная демонстрация того, насколько сильным и волевым человеком был австрийский пилот. В итальянском этапе чемпионата мира он принял участие всего через шесть недель после страшной аварии на «Нюрбургринге», в которой чуть не погиб и в которой получил тяжелые ожоги.

    «Тогда я говорил, что быстро победил свой страх, не оставил от него следа, – вспоминал Лауда. – Это была ложь – но глупо ведь рассказывать правду, подставляясь перед соперниками. Сказать честно, в Монце я был почти парализован страхом. На пятничных тренировках было настолько непросто, что я выпрыгивал из машины при первой же возможности».

    Впрочем, сразу было понятно, что хватку пилот не потерял. В квалификации Лауда опередил обоих товарищей по команде – Регаццони и взятого на место австрийца Ройтеманна. Провалившись на 12-е место из-за фальстарта, Ники добрался до 4-й позиции, обгоняя соперников и не допуская ошибок на подмокающем асфальте. А когда ближе к финишу стало падать давление масла, австриец не отступил и удержал за спиной Джоди Шектера – южноафриканец отстал на одну десятую.

    Победу в той гонке одержал Ронни Петерсон – но символом дня стал не врученный шведу кубок, а пропитанная кровью балаклава в руках Лауды.

  • «Было так приятно, что я понял – я умираю». Лауда вспоминает аварию
  •  

     

    Источник: ru.motorsport.com