7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com Автор: Редакция Motorsport.com

Мы попросили каждого представителя российской версии Motorsport.com выбрать худшего пилота за последние 70 лет. Рассчитывали на 8 вариантов, но в итоге получилось 7: два наших редактора не сговариваясь назвали худшим одного и того же гонщика

Представляем насквозь субъективный рейтинг наиболее провальных пилотов Формулы 1 в истории. Для этого материала мы не залезали в справочники и не высчитывали круги отставания записных аутсайдеров. Все проще: мы попросили 8 человек, которые делают Motorsport.com, написать, кого они считают худшим гонщиком Формулы 1. И аргументировать свое мнение.

Результаты перед вами. И мы просим вас стать соавторами этой статьи. Да, именно вас, каждого читателя Motorsport.com. В нижней части материала мы разместили опрос с предложением выбрать, кого вы считаете худшим пилотом Формулы 1. С опцией «напишу свой вариант в комментариях». Пожалуйста, проголосуйте. А если вы не нашли действительно худшего гонщика в этом списке – дополните наш перечень собственными аргументами в комментариях.

Эл Пиз

7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

Эл Пиз за рулем болида Eagle

Фото: Дэвид Фиппс

Александр Кабановский, ответственный редактор Motorsport.com: В толстой летописи Формулы 1 есть много сотен фамилий пилотов – от великих чемпионов до амбициозных дилетантов. Но всего один из них за семь десятилетий, что проводится чемпионат мира, был снят с дистанции по ходу гонки с формулировкой «за слишком низкий темп». Имя этому пилоту Эл Пиз.

Канадец британского происхождения провел богатую на события молодость: по ходу армейской службы побывал в разных экзотических уголках мира, потом стал художником-иллюстратором и лишь затем увлекся гонками. В национальных соревнованиях Пиз выступал вполне неплохо и даже был впоследствии включен в канадский Зал гоночной славы. Но все три его старта в Ф1 стали невероятной смесью позора и нелепости.

Для дебюта в 1967-м Эл отыскал старое шасси Eagle, полгода простоявшее без движения в сарае. В квалификации на трассе в Моспорт-парке он проехал на 14 секунд хуже поула (но все же стал не последним), а стартовать в гонке не смог из-за севших батарей. Потеряв на их замене шесть кругов, гонщик бросился в погоню за соперниками. Но вскоре заряд вновь упал, канадец заехал в боксы, выбрался из кокпита, сам заменил аккумулятор и помчался дальше. На финише его отставание от победителя составило 43 круга.

Годом позже Эла еще до старта подвел мотор, а «вершиной» его карьеры стал Гран При Канады 1969 года. Все на том же Eagle уже поднакопивший опыта Пиз решил сопротивляться более быстрым гонщикам, обгоняющим его на круг. Это несколько раз приводило к контактам между машинами. В конце концов переполнило чашу терпения Кена Тиррела, когда канадец едва не выбил лидирующего в гонке Джеки Стюарта. Разъяренный Кен пошел к судьям, и те сочли за лучшее снять Пиза с гонки, назвав официальной причиной слишком низкую скорость пилота. 

Гэри Брэбэм

7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

Гэри Брэбэм, 1990 год

Фото: Райнер Шлегельмильх

Сергей Иванов, руководитель проекта об электромобилях Inside EVs: До недавнего времени Гэри Брэбэма можно было считать просто самым неудачливым пилотом в семье его отца, трехкратного чемпиона мира Джека Брэбэма. В отличие от своих братьев Дэвида и Джефа, которые выиграли «24 часа Ле-Мана», Гэри мог похвастать разве что победой в британской Формуле 3000.

Его единственный сезон в Формуле 1 в 1990 году закончился полным конфузом: небольшая команда Life, с которой он заключил контракт, смогла приехать лишь на два Гран При. Из-за крайней ненадежности машины Life так ни разу и не стартовали: автомобили каждый раз ломались в предквалификациях. Хуже того: контракт с Life не позволил Гэри Брэбэму переметнуться в другую команду, хотя по ходу сезона такие предложения были.

После этого гоночная карьера Гэри Брэбэма пошла на спад, и к началу нового века казалось, что мы уже не увидим его имени на первых полосах газет. Увы, все вышло не так. Причем дело было вовсе не в гонках. Сын трехкратного чемпиона Формулы 1 дважды обвинялся в насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних.

В 2009 году его впервые заключили под стражу, однако Гэри сумел оправдаться в суде. А в 2016-м Брэбэму предъявили новые обвинения, и тут уже от бывшего гонщика отвернулась даже его семья.

Гэри признали виновным и осудили на полтора года, из которых он отсидел только шесть месяцев. Несмотря на некоторые гоночные успехи из всех Брэбэмов Гэри известен не столько как пилот, сколько как педофил.

Юдзи Иде

7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

Юдзи Иде

Фото: XPB Images

Денис Хохлов, ведущий телеканала «Моторспорт.ТВ»: На днях в разговоре с коллегой вспомнил историю Масахиро Хаcеми. Трасса «Фудзи». 1976 год. На тот момент он был вторым японским пилотом в Ф1 после Хироcи Фусиды, но ему удалось то, что не смог сделать предшественник — он не только проехал гонку, но и финишировал на 11-м месте.

Почему-то эта история заставила меня задуматься: а кто вообще из японских пилотов чего-то достигал и добивался в Ф1? По сути — никто. Лучшим принято считать Такуму Сато. Но за что? За его восьмое место в личном зачете 2004? Серьёзно?

В этой связи в памяти всплыл Юдзи Иде, выступавший в Формуле 1 в 2006-м. Он пришел в чемпионат в 31 год! 31, Карл! Хорошо, когда есть друг владеющий гоночной командой — Агури Сузуки. Все же помнят этот неистовый бренд Super Aguri? Мечта маркетинга. Краткая статистика Юдзи:

  • Взрыв двигателя в Бахрейне
  • Взрыв двигателя в Малайзии
  • Развороты в Мельбурне и финиш в трех кругах отставания от лидера
  • Авария с Кристианом Альберсом на Гран-При Сан-Марино, после чего его перевели в тест-пилоты.

А затем и сам господин Агури Сузуки признал, что Иде не проехал за рулем болида Ф1 необходимого  количества километров для получения суперлицензии. В FIA тут же попросили парня на выход.

Нельсон Пике-младший

7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

Нельсон Пике-младший убегает с места аварии на том самом Гран При Сингапура-2008

Фото: Sutton Images

Антон Погорельский, шеф-редактор Motorsport.com: В моем представлении худший гонщик в истории — не значит самый медленный. Худший — тот, кто своим поведением подрывает основы всей Формулы 1 и заставляет нас сомневаться в прелести этого спорта. И такой человек существует. Это Нельсон Пике-младший.

С точки зрения скорости бразилец вполне соответствовал уровню Формулы 1. При должном планировании карьеры Нельсон мог претендовать на победы в гонках — но его сгубил Гран При Сингапура 2008. В этой гонке Пике-младший устроил намеренную аварию, чтобы спровоцировать выезд машины безопасности в выгодный для команды момент. Ровно тогда, когда напарник бразильца Фернандо Алонсо уже побывал на пит-стопе. А все остальные нет.

Ловко подстроенный период желтых флагов вывел Алонсо в лидеры гонки и обеспечил испанцу «неожиданную» победу в Гран При. А машина Пике осталась разбитой в 17-м повороте: место было выбрано специально, чтобы затруднить эвакуацию болида и тем самым гарантировать появление пейс-кара.

  • Пике: Мне постоянно припоминают Сингапур
  • Многие годы моим основным аргументом в споре с футбольными болельщиками о чистоте спорта было отсутствие «договорняков» в гонках. Ну правда, как можно смотреть футбол, если подозреваешь каждый матч в подтасовке результатов и знаешь, как много договорных матчей проводится на всех уровнях? Это же не спорт. Но вот наступил Гран При Сингапура-2008 и Пике-младший уничтожил мой аргумент: в Формуле 1 состоялся первый «договорняк».

    Да, с тех пор в чемпионате не было подобных эксцессов. Но за сам прецедент подтасованных результатов Гран При Нельсон Пике-младший заслуживает звания худшего пилота за всю историю гонок.

    Гидо ван дер Гарде

    7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

    Гидо ван дер Гарде

    Олег Карпов, корреспондент Motorsport.com на гонках Формулы 1: Выбирать худшего гонщика Формулы 1 в истории в разы сложнее, чем выбирать лучшего – ввиду неочевидности критериев. Было бы здорово по такому случаю иметь наготове пилота, который, получив в свое распоряжение весьма неплохую машину, не набрал бы ни одного очка, постоянно попадал бы в аварии и регулярно попадал бы в комичные ситуации – вроде аварий в режиме машины безопасности.

    При этом на нем, разумеется, должен стоять ярлык рента-драйвера. В общем, некий симбиоз Ромена Грожана, Пастора Мальдонадо и условного Алекса Йонга. Последний, кстати, вполне подошел бы на руль худшего гонщика в истории Ф1, но таких как Алекс – выступавших за худшие команды и даже не мечтавших о продолжительной карьере в чемпионате – чуть ли не сотни.

  • Её спонсировал L’Oreal и Cosmopolitan, но она отставала на 14 секунд с круга. История упорной (и очень медленной) гонщицы 90-х
  • Нет, для звания «самого-самого» должно быть что-то особенное. История Гидо ван дер Гарде представляется мне подходящей. Дело даже не в том, что Гидо провел в чемпионате всего сезон, не набрал при этом очков и уступил напарнику с грозным именем Шарль Пик – помните такого?

    Гидо дебютировал в Ф1 в составе Caterham, и, по слухам, его тогда еще будущему тестю – владельцу текстильной компании McGregor Марселю Боекхорну – покатушки зятя обошлись в 15 млн евро. Да и это, в общем, не главное.Такие истории были, есть и будут. Но вот тяжба ван дер Гарде с Sauber – это событие почти уникальное.

    Гидо, подписавший с командой контракт, по которому последней должна была достаться от все того же тестя ван дер Гарде солидная сумма, так и не сел за руль. Можно долго спорить по поводу правых и виноватых в той истории, но факт остается фактом: Гидо не смог продолжить карьеру в Ф1 даже несмотря на то, что у была восьмизначная сумма спонсорских денег, подписанный контракт и решение суда о его легитимности.

    Когда работника, который сам готов щедро платить за свою работу, даже не подпускают к рабочему месту – это по крайней мере забавно. И даже сам Гидо не прочь по этому поводу постебаться.  

    Лука Бадоер

    7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

    Лука Бадоер в 2009 году

    Фото: XPB Images

    Ману Чаподзе, главный редактор Motor1: Наверное, это самая сложная тема, о которой меня просили подумать. За многолетнюю историю Формулы 1 было множество ужасных гонщиков, которые по непонятым причинам добирались до руля.

    К большинству из них сложно придраться. Например, можем ли мы сказать, что Макс Чилтон был плохим пилотом? Да, он стабильно занимал последнее место, зато он финишировал во всех гонках — похвальное достижение. Поэтому я предлагаю отбросить всех, кто выступал за команды-аутсайдеры и поискать худшего гонщика, которому доставался топовый автомобиль. Первым в голову приходит Лука Бадоер.

    Итальянец запомнился двумя этапами в 2009-м, когда он заменял травмированного Фелипе Массу. До этого он не выступал в Формуле 1 10 лет, работая в Ferrari тест-пилотом. А с 1993-го по 1999-й Бадоер провел четыре сезона за самые слабые команды тех лет и не набрал ни одного очка.

  • Баловни судьбы. Гонщики, которым подарили шанс проехать в Гран При
  • Конечно, это его отчасти оправдывает: 10 лет — внушительный перерыв. Но все это время Лука не сидел без дела и тестировал машины Скудерии, наматывая круги на трассе, а не на симуляторе, ведь тогда тесты были разрешены. А когда Бадоер получил в свое распоряжение действительно боевую машину, смог финишировать на 17 и 14 местах, в то время как его напарник Кими Райкконен сначала приехал на подиум, а затем выиграл гонку.

    Лишь то, что трасса в Спа является самой длинной в календаре, не позволило Луке оба раза финишировать в круге позади лидера. Возможно, он был слишком осторожен, а может, в Скудерии просто поспешили дать ему шанс. Никто не ожидал, что Масса получит столь серьезную травму. Эта история окутана множеством «возможно» и «если бы», но лично для меня Бадоер останется худшим пилотом Ferrari за 23 года, которые я смотрю Формулу 1.

    Лука Бадоер (снова)

    7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

    Лука Бадоер в шлеме. Гран При Бельгии 2009 года

    Фото: XPB Images

    Иван Матушкин, редактор Motorsport.com: Выступление Бадоера в Формуле 1 — как кино про мистера Бина, где у человека все настолько нелепо плохо, что уже даже и не смешно. Итальянец был чемпионом Формулы 3000, но в Ф1 поставил крайне сомнительный рекорд: 58 Гран При без единого очка. Перебить это «достижение» никому не удалось до сих пор.

    Помыкавшись в Lola, Minardi и Forti, Бадоер аж на 10 лет присел на тестовую скамейку Ferrari. Удивительно, но своего шанса итальянец дождался. Хотя лучше этого бы не происходило.

    После 1999-го Лука вернулся на трассу в 2009-м, заменив травмированного Фелипе Массу. И провалился так катастрофично, что грешно смеяться. И в Валенсии, и в Бельгии итальянец квалифицировался последним, не забравшись в гонках выше 14 места. Это при том, что в Спа победил Кими Райкконен на такой же Ferrari, что у Бадоера. В общем, некоторым лучше так и сидеть на лавке.

    Жан-Дени Делетраз

    7 худших гонщиков в истории Формулы 1 по версии Motorsport.com

    Жан-Дени Делетраз

    Фото: Sutton Images

    Сергей Беднарук, комментатор «Моторспорт.ТВ»: Когда меня попросили написать о худшем гонщике в истории Формулы 1, у меня в памяти сразу всплыло имя богатого швейцарца Жан-Дени Делетраза. В середине девяностых он стал ярким примером классического рента-драйвера.

    Осенью 1994 года уроженец Женевы, главными достижениями которого в автоспорте были «бронза» во французской Формуле Ford и пара подиумов в Ф3000, купил себе место в терпевшей финансовое бедствие команде Larrousse. Делетраз принял участие в финальном Гран При того сезона в австралийской Аделаиде.

    В квалификации новичок хоть и уступил времени поул-позиции восемь секунд, но оказался впереди трех соперников. Благодаря этому швейцарец смог попасть на старт гонки: тогда из 28-ми заявленных пилотов до воскресного заезда допускали 26. Однако уже на первом круге Делетраз откатился на последнее место и стал безнадежно отставать от пелотона. Уже на десятом круге сражавшиеся за титул Шумахер и Хилл опередили дебютанта на круг, а к моменту своего схода на 57-м витке дистанции Жан-Дени уступал лидеру десять (!) кругов.

    Показать впечатляющую скорость в те выходные Делетраз смог разве что на пит-лейне, где за уик-энд превысил ограничение четыре раза. Кто-то из журналистов даже едко пошутил, что новичок Ф1, наверное, по ошибке включал лимитатор не на въезде, а на выезде из «гаражного переулка».

  • Пять рента-драйверов, за которых не было стыдно
  • Об этом конфузе быстро забыли, но неугомонный швейцарец напомнил о себе через год. Перед Гран При Португалии Жан-Дени купил себе место место в другой нуждавшейся в деньгах команде – Pacific. На сей раз Делетраз не просто оказался самым медленным в квалификации, но уступил времени поула 12 секунд и проиграл ближайшему конкуренту более пяти секунд. В гонке у плохо подготовленного физически швейцарца начало сводить судорогой мышцы, так что на 14-м круге Жан-Дени вернулся в боксы.

    Через пару недель на Нюрбургринге Делетраз смог чуть сократить отставание, хотя все равно был заметно медленнее всех. В гонке швейцарец дважды оказывался в центре внимания режиссера трансляции: сперва когда едва не вынес в одном повороте Шумахера, Хилла и Бергера одновременно, а затем, когда пропуская на очередной круг Михаэля, начал вытворять странные маневры, виляя туда-сюда. И все же на сей раз Жан-Дени добрался до финиша – последним, уступив семь кругов победителю и на два отстав от ближайшего соперника.

    Эта гонка стала для Делетраза последней в Формуле 1 – оплатить Pacific участие в оставшихся Гран При сезона-95 он не смог и тут же был заменен. А FIA, дабы избежать впредь таких недоразумений и отсечь от старта слишком медленных пилотов, ввела в следующем году в чемпионате мира 107%-ный рубеж в квалификации. С легкой руки журналистов его окрестили «правилом Делетраза».

     

     

    Источник: ru.motorsport.com